Детские страхи. Бояться, бороться, принимать или корректировать? Практические методы помощи для ваших "зайчат". Статья написана детским психологом
И взрослым и детям свойственно чего-то бояться, это нормальное явление в развитии и социализации человека. При адекватной реакции многие страхи исчезают, не причинив вреда.
В начале жизни ребенок еще не умеет логически мыслить и поэтому во многом доверяет родителям. Однако часто родители в стремлении защитить своего ребенка от опасностей окружающего мира вселяют в него страх. Можно услышать: «это не трогай-поранишься», «сюда не ходи-ударишься», «там Баба-Яга», «здесь дядя милиционер», и т.д. этот список можно продолжать, итогом этого становится то, что ребенок растет в полной уверенности, что мир полон опасностей, в нем страшно жить. Внутри малыша появляется страх, который начинает жить вместе с ребенком, порой мешая ему развиваться.
Ребенок должен обладать теми знаниями, которые ему нужны в этом возрасте, знание об опасностях и угрозах реального мира и относиться к ним адекватно. Не пугайте ребенка, объясните, почему нельзя делать это или ходить туда, возможно одного раза будет не достаточно и ребенок снова попробует сделать что-то запретное. В этом случае напомните ему о запрете и причине запрета.
Дети часто проверяют «нельзя» родителей на прочность, действительно это нельзя или это нельзя только сегодня или сейчас. Часто страх появляется после того, как ребенок столкнулся с определенной ситуацией напугавшей его, например рядом очень громко залаяла собака или ребенка оставили дома одного.
Детское воображение также может быть причиной страха, ребенок может представить что под кроватью кто-то есть, неблагополучная семейная обстановка с частыми скандалами между близкими родственниками, не складывающиеся отношения в детском коллективе все это может спровоцировать появление страхов у ребенка. Однако, при получении психологической поддержки, взаимопонимании и помощи со стороны родителей, многие проблемы, возникающие у малыша можно решить.
Чтобы страх служил ребенку и нес ему положительную составляющую его развития, а выполнив свою функцию уходил, родителям необходимо общаться с ребенком, учить взаимодействию с окружающей средой, объяснять процессы которые происходят вокруг него.
Детский страх не является устойчивой формой, при чутком родительском отношении с ним можно справиться. Чем больше с ребенком занимаются: игровая деятельность, чтение книг и сочинение сказок, совместная деятельность, поделки, помощь по хозяйству или творческие работы, рисование и другие виды деятельности, тем устойчивей эмоциональная сфера у ребенка, тем больше ресурсов он имеет чтобы преодолеть свои страхи. В большинстве случаев пугает не само происшествие, а реакция взрослого на ситуацию, закрепляя негативные эмоции которые появляются в момент испуга.
Говорите с ребенком о том что напугало его, не обесценивайте его переживания, объясните ему что страх это нормальная реакция организма на неожиданную ситуацию. Дети часто боятся раскатистые звуки грома, объясните ребенку, что вызывает такие громкие звуки грома и почему он гремит.
Играйте с детьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте для ребенка игра является ведущей деятельностью, поэтому с помощью игры можно попробовать избавиться от страха, например игры «Жмурки» или «Прятки» способствуют избавлению от страха темноты. Рассказывайте вместе с ребенком сказки. Всем известная сказка «Храбрый заяц», ее можно проиграть вместе с ребенком, дайте ему роль зайчика «который всех боялся, боялся, а потом взял и перестал бояться, даже волка», или дайте ребенку роль автора и предложите ребенку самому придумать положительное окончание к этой сказке.
Можно сочинять сказки вместе с ребенком на проблемные темы, предлагая ему продолжить или закончить рассказ на позитивной ноте, т.е. герой должен избавиться от своей проблемы. Если ребенок затрудняется сочинить сказку помогите ему, предложите свои варианты и пусть он выберет сам то что ему больше всего понравилось.
Рисуйте вместе с ребенком. До определенного возраста малыши не могут словами передать свои страхи, эмоции переживания, но они могут это нарисовать. Рисовать можно любыми художественными материалами, гуашь, акварель, карандаши, фломастеры. Рисовать также можно кисточками или пальчиками. Затем обсудите рисунок с ребенком, спросите его кого он нарисовал, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, что он кушает, с кем дружит. Беседа поможет материализовать страх, сделает его осязаемым, а значит уязвимым и не таким страшным и тогда с ним можно будет подружиться или управлять им.
Займитесь с ребенком совместной деятельностью. Привлекайте ребенка к домашним делам поручая несложные задания, учите их выполнять и хвалите даже за незначительные успехи. Можно вместе сделать поделки для детского сада или школы. Это помогает наладить взаимоотношения между родителем и ребенком, способствует тому что вы лучше узнаете друг друга, ребенок начинает доверять вам что вселяет в него уверенность и снижает тревожность.
Можно вместе слушать музыку. Классическая мелодия часто является источником положительных эмоций. Способствует устранению депрессии, стрессов, снижению тревоги и страхов. В музыкотерапии можно использовать такие произведения как вальсы Штрауса, произведения Чайковского, Вивальди «Времена года» и многие другие.
Игра в песочнице также способствуют снятию тревожности, кроме того песок развивает фантазию, повышает самооценку, помогает в развитии мелкой моторики рук и снимает внутреннее напряжение.
Страх темноты, это чаще всего страх неизвестности, можно подружить ребенка с темнотой. Если ваш ребенок боится темноты, поиграйте с ним, например в детскую можно поставить палатку или соорудить домик из подручных материалом, например из стульев и одеял, и в темное время суток выключая везде свет забираться туда и брать с собой фонарик. Представлять что вы в домике и вам здесь ничего не страшно. Можно путешествовать по дому с включенным фонариком, освещая себе дорогу и все что встречается на пути. Так ребенок поймет, что нет ничего страшного, если это осветить светом, а рука взрослого будет закреплять уверенность ребенка в том, что его всегда поддержат и помогут в преодолении трудностей. Через некоторое время когда, путешествуя с фонариком, вы с ребенком изучите обстановку, попробуйте путешествовать без фонарика, лишь изредка включая его, при этом беседуйте с малышом о том куда вы идете, что вы встречаете на пути, что слева, а что справа.
Можно также ходить на ночные прогулки с ребенком рассказывая ему о том что днем не встретишь, например луна светит только ночью, а звезды видны в темное время суток. Также можно оставлять ночник включённым, если ребенок просит или открытой дверь в коридор где горит свет.
Если ребенок боится собак, можно помочь ему преодолеть свой страх с помощью чтения книг об этих животных, просмотры документальных фильмов в которых собаки помогают людям, посетить канистерапию, где собаки-терапевты в основном работают с детьми и являются не агрессивными.
Старайтесь ограничивать просмотр телевидения или игры с гаджетами, довольно часто это влечет повышенную возбудимость и тревожность ребенка.
Ребенок боится общаться с незнакомыми людьми, этот страх вполне объясним, инстинкт самосохранения заставляет ребенка с опаской относиться к незнакомцам. Если необходимость общения с чужим взрослым сохраняется предложите человеку не быть слишком настойчивым и подскажите ему игры которые помогут найти контакт с ребенком.
Методик для снятия детских страхов очень много, однако родителям рекомендуется выбирать наиболее простые и эффективные.
Страх появляется если ребенок не знает как с этим можно справляться. Научите его противостоять страху, дайте инструмент способный победить страх, и ребенок перестанет его бояться. Оживить страх можно посредством игры, рисунка, театрализованного представления ребенок сможет самостоятельно руководить своими страхами.
Можно также привлечь сверстников малыша к работе со страхом, например пригласите в гости нескольких ребят на усмотрение своего ребенка и поиграйте с ними в различные командные игры, среди прочих игр пусть будет беседа на тему «чего я боюсь», рисование страха. Пусть каждый ребенок расскажет чего он боится сейчас или раньше, как он с этим справляется или справился, кто ему помогал в этом. Можно устроить кукольный театр, где каждый ребенок будет играть с помощью куклы свою роль, и придумав сказку на тему мои страхи проиграть ее всем вместе. Окончание также должно быть позитивным с решением как справиться с этой проблемой. Обсуждая в группе свои переживания дети помогают понимать друг другу что бояться это нормально, помогают прожить свой страх и сделать его нестрашным.
Корректировать страхи ребенка можно в том числе и с помощью самого ребенка, например малыш боится пауков предложите ему вместе с вами вымести паука из помещения веником, а затем придумайте историю о том куда отправился паучок или спросите ребенка что бы ему сейчас помогло справиться со страхом.
Иногда чтобы преодолеть чувство страха, ребенку необходимы объятия близкого человека и несколько успокоительных слов, для понимания чувства поддержки. Родители вполне могут самостоятельно справиться со страхами ребенка, важно помнить что процесс этот не быстрый и требует от родителей понимания, терпения и чуткости к детским переживаниям.
Ребенок имеет право испытывать эмоции в том числе и бояться, помочь справиться со страхом задача родителя. Каждому ребенку характерен свой страх, но количество превышает норму, это говорит о том что ребенок очень тревожный.
Если родители самостоятельно не могут справиться с ними, то стоит обратиться к психологу, психотерапевту или невропатологу.