АНКЕТА РАБОТА
ЗЯВКА ПЕРСОНАЛ
ВОПРОС/ОТЗЫВ
Обратный звонок
Отдел заказов
(812)715-33-99
Отдел персонала
(812)642-51-99

Особенности развития речи ребенка в зависимости от возрастных периодов.

Как няне и гувернантке развивать речь ребенка. Говорите грамотно. Учите ребенка говорить правильно

Речевое развитие младенца от рождения и до года должно находиться под контролем взрослых, родителей или гувернеров, поскольку именно речевой фактор способен оказать главное влияние на процесс становления личности малыша.

Взрослые способны провоцировать ребенка на проявление активности по отношению к окружающему миру, а малыш, в свою очередь, вызывает желание общаться. Домашнему персоналу необходимо быть особенно бдительными, и не пропустить важные моменты в становлении речевой и эмоциональной активности младенца.

Так, от рождения до месяца дети много и часто улыбаются, в речи нет четкого деления на слоги.

В два месяца в речи малыша появляется «гуление», которое необходимо поддерживать, отвечая ребенку подобными звуками (к примеру, «агугу, агу-агу».  В три-четыре месяца гуление приобретает все более напевный характер, и здесь необходимо как можно чаще «заговаривать» с малышом на тех языках, основы которых вы желаете ему привить).

В шесть месяцев – ребенок начинает лепетать, и в речи можно расслышать фонемы того языка, который малыш слышал от рождения (чаще всего это звуки, напоминающие такие звуковые сочетания как «ма», «та», «да», «ба»).

В восемь-девять месяцев произнесение слогов становится четким, периодически повторяется.

К концу первого года от малыша можно услышать первые слова (к примеру, «мама», «папа», «баба», «дай»): их количество может доходить до двух десятков. Для этого периода важно устанавливать связь между названием и предметом, вызывающим интерес ребенка. Так формируется первоначальная форма понимания звучащей речи.

В первый год жизни ребенок строит свою речь из неизменных по форме слов-корней, и здесь выделяют периоды употребления однословных предложений, и позднее – двухсловных речевых форм.

В период от года до двух лет наблюдается употребление различных типов простых и осложнен­ных конструкций.

В этом возрасте вырабатываются главные правила поведения, которые откладываются в сознании посредством личного примера взрослого, а также посредством речевых указаний к действию.

В период от двух до трех лет ребенок просто пользуется ключевыми выстроенными конструкциями, постепенно выходя на новый, более сложный уровень, когда постепенно наблюдается умение управлять отношениями подчинения: архитектоника речи усложняется.

Дети постепенно начинают воспринимать не только словесные указания к действию, но и небольшие сообщения-рассказы. Развитие понимания речи преображается качественно и количественно, постепенно приводит к устойчивости процессов слушания и запоминания небольших литературных произведений - это в значительной мере способствует выработке социального опыта малыша.

Трехгодовалые дети поражают всевозрастающей речевой активностью: повышается словесная активность во вре­мя игр, идет процесс запоминания и воспроизведения миниатюрных стихотво­рений, сказок, расширяется спектр возможностей для высказывания.

Трехлетние дети стремятся к активному общению, и это, в своей основе, обмен информацией, связанный с осуществлением практи­ческой деятельности: так зарождаются диалоговые формы речи малыша, (ответы взрослых на заданные вопросы и наоборот).

Слушание речи взрослого постепенно приводит к очень важному моменту - пониманию сообщений об окружающем мире, который становится доступным первоначально­му опыту малыша.

В более поздний период (4-5 лет) дети начинают усваивать не только общепознавательный материал, но и рассказы, содержащие моральные аспекты поведения персонажей: в это время формируются первые критерии оценки, позволяющие детям оценивать собственные поступки и действия окружения (детей и взрослых).

Практические советы домашнему персоналу по развитию речи детей дошкольного возраста

На начальных периодах жизни ребенка должно происходить активное «гуление» и «агуканье», которое няни и родители должны поддерживать: если этого не наблюдается, необходимо как можно скорее обратиться к детскому врачу за консультацией.

Проблемы с речью могут стать результатом нарушений работы слухового аппарата. Домашние условия позволяют проверить этот факт: для этого достаточно с расстояния нескольких метров прошептать знакомую для малыша фразу: если реакции не последовало, необходимо обратиться к отоларингологу.

В целом, создание комфортных домашних условий будет способствовать активизации процессов развития речи ребенка на разных стадиях жизни:

1. В период до года необходимо формировать активный эмоциональный контакт с малышом, «гулить» и «агукать». Полезно насыщать время активности ребенка прослушиванием классической музыки на аудио-носителях, это в целом, способно благотворно отразиться на его общем развитии.

Родители или няни переходят на язык детей, и их речь начинает изобиловать упрощёнными, «детскими» формами слов: «дай», «ам-ам», «ту-ту» и проч. Этот прием активирует вовлеченность взрослых в речевую зону малыша, однако, специалисты рекомендуют «неправильные» произносительные варианты разбавлять точными названиями предметов или явлений окружающей действительности. К примеру, указывая на движение поезда, можно выразиться: «Ту-ту!», и тут же прокомментировать: «Да, поезд поехал». Не стоит увлекаться подражанием детской речи, шепелявить, картавить, поскольку это может вызвать искаженное формирование речи в раннем возрасте.

2. В 2-3 года ребенок способен воспринимать познавательные тексты нравоучительного характера (народные и авторские сказки, потешки, прибаутки, стихи), при этом взрослым (родителям и домашнему персоналу) необходимо уделять повышенное внимание собственной дикции, поскольку неправильное произнесение слов может «отпечататься» в сознании ребенка и привести к искаженному восприятию речи. К трем годам речь ребенка должна быть легко различимой в смысловом отношении, если этого не происходит, необходимо проконсультироваться со специалистами.

Так, если ваша няня – уроженка города Воронеж, а вы-коренные москвичи, то потребуется несколько месяцев активного общения для того, чтобы она избавилась от воронежского «гэканья» и перешла на московский диалект («аканье» в сочетании с укорачиванием протяжных гласных). Если вы приняли гувернантку-уроженку средней полосы России из сельской местности, то вам придется немного потрудиться для того, чтобы выправить небольшие речевые дефекты, и только после этого допускать свой домашний персонал до работы с детьми. Так, типичными речевыми ошибками могут быть речевые употребления типа «тубарет», «класть», «калидор», «позвонит» (с неправильным ударением) и проч.

Если ваш домашний персонал имеет ярко выраженный акцент, то запаситесь терпением, и спустя несколько месяцев общения в вашей семье вы обнаружите первые положительные сдвиги, после которых можно будет постепенно допускать гувернеров к работе. Ваши усилия не пройдут даром, и если это единственный недостаток вашего домашнего помощника, то вы с легкостью справитесь с этими временными трудностями, а ваш труд будет вознагражден безупречной работой.

Нередко гувернантки с полярными возрастными характеристиками (пожилые либо, напротив, молодые) также нуждаются в руководстве по выправлению речи. Здесь типичными ошибками могут быть такие речевые ошибки как «щас», «здеся», «вона», «куда», «сызнова», «у тя», «на те» и проч., свидетельствующие о специфике социальной среды, оказавшей влияние на речевое становление ваших помощников в деле воспитания ребенка.

Ребенку важно одобрение, когда он пытается повторять слова и выражения, при этом отлично подойдут миниатюрные фольклорные произведения (потешки, прибаутки) типа «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки». Ребенку не просто интересно повторять легко запоминаемый набор звуков, но и изображать персонажей, жестикулируя и изображая, как «сорока варит кашу для воронят».

Эти занятия должны сопровождаться теплым эмоциональным фоном: раздражающие звуки и движения способны напугать ребенка и даже спровоцировать появление невротических реакций. Важно правильно выбрать время: периода непосредственно перед сном и сразу после сна не совсем подходят для подобных занятий, в это время лучше дать ребенку возможность просто послушать сказку.

В этот период рекомендуется проводить с детьми артикуляционную гимнастику, делая упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка», развивая слуховое внимание и речевой слух (упражнения «Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и проч.), обогащая пассивный и активный словарный запас ребенка (повторение названий окружающих предметов и явлений)

3 Развитие двигательной активности – один из первых шагов на пути формирования речи ребенка младшего и среднего дошкольного возраста.

Специалисты считают, что развитие мелкой моторики и словесного восприятия детей на дошкольном этапе развития взаимосвязаны: целесообразно в игровой форме предлагать ребенку собрать разбросанные игрушки, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. К примеру, придумать забавную сказку-задание: помоги гномику правильно завязать шнурки и поскорее добраться до домика в дождливую погоду или игрушки хотят спать, помоги уложить их по коробкам (шкафам, полкам). 

Учите называть предметы ближайшего окружения;

В этот период полезно организовывать упражнения, требующие от малыша «словесного рисования», когда можно описать окружающие предметы и явления, свои и чужие действия, выразить свои желания и потребности, инсценировать фрагмент из сказки, почитать стихи с повторяющимися действиями и проч.

Таким образом, квалифицированный персонал, благоприятный домашний микроклимат и грамотно подобранный комплекс упражнений для активизации речевого развития способны привести к запланированным положительным результатам, благотворно отражающимся на становлении личности ребенка.



Делимся опытом подбора нянь и гувернанток. В 2016 агентству "Домашние услуги 1994" 22 года!


Выбрать няню? Легко!! Протестированы опытным психологом и поэтому мы предлагаем их в семьи


Смотрите сканы действующего свидетельства о регистрации и копию документа права на деятельность по подбору персонала с 1994 года. ИП Шубницина Ю.В.